СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СИЛЛАБИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от греч. syllabē — слог), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу слогов (изосиллабизм). Стихи различаются 4‑сложные, 5‑сложные и т. д.; в стихах свыше 8‑сложных обычно бывает цезура, делящая стих на более короткие полустишия. Т. о., в основе С. с. лежит ритм словоразделов (цезур и стихоразделов); для подкрепления ритмического ожидания конец стиха или полустишия часто подкрепляется упорядоченным расположением долгот (например, в индийском шлоке) или ударений (например, в русском стихе А. Д. Кантемира). Распространяясь постепенно на весь стих, эта упорядоченность может повести к переходу С. с. в метрическое стихосложение или в силлабо-тоническое стихосложение. Устойчивее всего С. с. держится в языках с нефонологическим (см. Фонология) ударением (где фиксированное ударение в начале или конце слова служит лишь дополнительной приметой словораздела), но в целом распространено гораздо шире. Силлабическим является древнейшее стихосложение восточных групп индоевропейских языков: ведийское, авестийское, народное прибалтийское и славянское (здесь оно сохранилось в сербохорватском 10‑сложнике, в чешском и болгарском 8‑сложнике, тогда как на русской почве оно перешло в тоническое народное стихосложение; см. Народный стих). В романских языках С. с. развилось из метрического античного стихосложения, когда в латинском языке утратилась разница между долгими и краткими слогами: из ямбического триметра вышли французский 10‑сложник и итальянский 11‑сложник, из трохаического полутетраметра — испанский 8‑сложник, из ямбического диметра амброзианских гимнов — французский 8‑сложник и, может быть, 12‑сложник (александрийский стих). В германских языках С. с. держалось редко и недолго (например, в стихе мейстерзингеров), переходя в силлабо-тоническое. В западнославянских языках С. с. закрепилось прежде всего в виде 8‑сложника (сочетание романской и народной традиций), затем из латинского триметра в польской поэзии развился 11‑сложник, а из латинского «вагантского стиха» (7+6 слогов, дериват тетраметра) — 13‑сложник. В русское стихосложение С. с. перешло из польского в середине XVII в. и держалось до силлабо-тонической реформы В. К. Тредиаковского — М. В. Ломоносова (1735 — 1743), а на литературной периферии — еще дольше; основными размерами были те же восьмисложник, одиннадцатисложник и тринадцатисложник, но в песенных жанрах употреблялись и гораздо более сложные силлабические строфы.

М. Л. Гаспаров.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ" в других словарях:

  • Силлабическое стихосложение — см. Стихосложение. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — Построение стиха, основанное на количестве слогов и на их ударении. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ Построение стиха, основанное… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением многих тюркских, романских (французских, испанских, итальянских),… …   Современная энциклопедия

  • СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — система стихосложения, основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением многих тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Силлабическое стихосложение —     СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ см. Метрика …   Словарь литературных терминов

  • Силлабическое стихосложение — СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением – многих тюркских, романских (французских, испанских, итальянских),… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • силлабическое стихосложение — (от греч. syllabe слог) система стихосложения, в которой длина стиха определяется только количеством слогов вне зависимости от количества ударений; стихи называются 2 , 3 , 4 , 5 , 6 сложными и т.д. В строках допускается и разное количество… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • силлабическое стихосложение — система стихосложения, основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным (нефонологическим) ударением  многих тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербско… …   Энциклопедический словарь

  • Силлабическое стихосложение — или изосиллабизм (ἰσοσυλλαβία  равносложность, от ἴσος  равный и συλλαβή  слог) …   Википедия

  • Силлабическое стихосложение —         основано на соизмеримости стихотворных строк по количеству слогов. С. с. присуще преимущественно языкам с постоянным ударением (во французском на последнем слоге, в польском на предпоследнем и т. д.). Стихотворный размер определяется… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»